Икона, спасшая Москву: история Владимирской Богоматери
Как Россия начала почитать свою икону Богоматери.
Владимирская икона Божией Матери — одна из самых почитаемых святынь в России. Её копии и интерпретации распространены по всей стране, перед ними молятся миллионы православных верующих. Что же делает эту икону столь особенной?
Икона изображает Мать Божию, держащую на руках младенца Христа, который прижимает щеку к её склоненной голове. Этот образ относится к типу иконографии «Елеуса» или «Богоматерь Умиление». Несмотря на множество подобных икон в России, их прародителем считается Владимирская икона Божией Матери.
Появление иконы в России
Легенда гласит, что первый такой образ был написан самим евангелистом Лукой и в V веке был перевезен из Иерусалима в Константинополь. Около 1130 года копия образа Луки была доставлена из Византии в Киевскую Русь в дар русскому князю Мстиславу Мономаху. Первоначально икона хранилась в монастыре в Выжгороде, недалеко от Киева. С иконой связывают множество чудесных событий.
Во Владимире Андрей построил Успенский собор, где разместил чудотворную икону на почетном месте. С тех пор Владимиро-Суздальское княжество достигло своего наивысшего экономического и политического положения в России.
Защитница России
Богоматерь Владимирская. Конец XIV - начало XV века. Предположительно Андрей Рублев Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Во время монгольского нашествия собор во Владимире был разграблен, но икона не пострадала, что ещё больше убедило верующих в её святости. В 1395 году великий князь Василий I приказал перевезти икону в Москву для защиты города от нашествия Тамерлана. Действительно, без видимой причины войско Тамерлана отступило, не достигнув Москвы. Это событие москвичи восприняли как знак особого заступничества Богоматери, и с середины XV века икона окончательно заняла своё место в Успенском соборе Московского Кремля.
Царь Иван Грозный молился перед иконой, и большинство русских монархов были коронованы с её участием. Икона оставалась в Кремле до революции 1917 года, после чего была перевезена на реставрацию и затем передана в музейный фонд. С 1930 года она хранится в Третьяковской галерее, а с 1990-х годов — в домовой церкви св. Николая в Толмачах при галерее.
Распространение образа
При перемещении святыни в Москву для Успенского собора во Владимире была написана художественная копия. Новая икона была создана около 1408 года и приписывается знаменитому иконописцу Андрею Рублеву. С течением времени вокруг Владимирской иконы сложился целый культ. Более одного раза в благодарность за заступничество иконой богатые люди и правители России дарили новые драгоценные оклады. Один из старейших сохранившихся окладов датируется 1410-1411 годами и был заказан митрополитом Фотием.
Золотой оклад 1410-1411 года, заказанный митрополитом Фотием греческим мастерам Музеи Московского Кремля
Икона Владимирской Божией Матери приобрела особое историческое значение и стала не только предметом копирования, но и самостоятельным объектом иконографии. Её образ начал появляться на других религиозных картинах. Один из самых ярких примеров — икона XVII века, на полях которой подробно иллюстрирована легендарная история Владимирской иконы, от написания апостолом Лукой до спасения Москвы от нашествия Тамерлана.
Эти и другие иконы, включая «Владимирскую икону Божией Матери» Андрея Рублева, можно увидеть на совместной выставке Музеев Московского Кремля и Владимиро-Суздальского музея-заповедника под названием «Русский Феникс. Земля Суздальская». Выставка проходит в Суздальском кремле до 1 октября 2024 года.