Динозавры загорали на крымских пляжах: ученые раскрыли климатические тайны юрского периода

11:55, 12 сентября 2024

Климат Крыма и Кавказа: стабилен миллионы лет! Ученые разгадали загадку.

Российские ученые совершили удивительное открытие, заглянув в далекое прошлое нашей планеты. Исследователям удалось восстановить климатическую картину Крыма и Кавказа в юрский период, когда по Земле бродили динозавры. Оказалось, что среднегодовые температуры в этих регионах были практически такими же, как и сейчас!

Результаты масштабного исследования, проведенного учеными МГУ совместно с коллегами из других научных учреждений, опубликованы в престижном журнале Moscow University Geology Bulletin.

Ученые изучили осадочные породы в разрезе горы Южная Демерджи в Крыму и, благодаря сложным геохимическим анализам, смогли определить палеотемпературы для каждого конкретного периода. Оказалось, что климат в этом регионе постоянно менялся: были периоды потепления и похолодания, связанные с изменением орбиты Земли. Однако, в среднем, температура оставалась практически неизменной на протяжении миллионов лет.

«Суть проведенного исследования заключается в том, что большое количество разрезов осадочных отложений представлено флишевой формацией – толщами монотонного чередования нескольких разновидностей пород, – сообщает пресс-служба МГУ. Эти отложения без труда можно встретить на Кавказе – в окрестностях Новороссийска, Геленджика, Сочи, Красной Поляны или в Абхазии. Также ими сложены берега Крымского полуострова».

Что это значит?

Это открытие позволяет нам лучше понять, как менялся климат нашей планеты на протяжении миллионов лет. Оно также имеет важное значение для прогнозирования будущих климатических изменений.

«Летом многие россияне отдыхают в здравницах Крыма и Кавказа, наверное, им было бы интересно узнать, что среднегодовые палеотемпературы там в конце юрского периода были такими же, как и сейчас. Мы продолжим наши исследования в соседних регионах нашей страны», – говорит доцент кафедры региональной геологии и истории Земли геологического факультета МГУ Руслан Габдуллин.

Интересные факты:

• Юрский период – это геологический период, продолжавшийся примерно с 201,3 до 145 миллионов лет назад. Именно в этот период на Земле жили динозавры.
  • Флиш – это осадочная порода, состоящая из чередующихся слоев различных пород, таких как песчаник, алевролит и глина. Флиш образуется в результате подводных оползней и других геологических процессов.
  • Палеотемпература – это температура, которая существовала в прошлом геологическом периоде.

Открытие российских ученых позволяет нам заглянуть в далекое прошлое нашей планеты и узнать, как менялся климат на территории современной России. Это важное достижение науки, которое поможет нам лучше понять процессы, происходящие на Земле, и прогнозировать будущие изменения климата.