Лошадь и человек: ученые пересматривают историю верховой езды

10:53, 24 сентября 2024

Археологи из Университета Колорадо в Боулдере подвергли сомнению устоявшуюся гипотезу о том, что верховая езда возникла шесть тысяч лет назад. Ранее это предполагалось на основе изучения скелетных останков древних людей. Однако, согласно новым исследованиям, опубликованным в журнале Science Advances, следы на скелете, которые ранее связывали с верховой ездой, не являются однозначным доказательством этого.

У людей, проводящих много времени в седле, действительно могут происходить изменения в строении тазобедренного сустава. Например, шаровидная впадина тазовой кости со временем становится более овальной из-за постоянного трения. Но такие изменения могут быть вызваны и другими факторами, включая длительное сидение или специфические физические нагрузки, что затрудняет точное определение их причины.

Исследователи использовали данные из медицинских исследований современных всадников и анализировали человеческие останки, датируемые тысячелетиями. Они стремились понять, как определенные действия влияют на скелет, изучая изменения в костях, вызванные нагрузками и специфическими движениями. Также были рассмотрены исторические источники и археологические данные для более полного понимания вопроса.

Новые открытия ставят под сомнение так называемую курганную гипотезу, согласно которой древние народы, обитавшие около Черного моря, начали активно использовать лошадей для верховой езды еще в IV тысячелетии до нашей эры. Ранее в поддержку этой гипотезы приводились изменения в скелетах людей ямной культуры, но теперь стало ясно, что эти изменения могли быть вызваны и другими факторами.

Важно отметить, что изучение человеческих останков без учета дополнительных данных, таких как генетические исследования или анализ останков животных, не позволяет с уверенностью утверждать, что люди использовали лошадей для верховой езды. Исследователи также указывают на возможность того, что изменения в скелете могли быть связаны с использованием других животных для транспортировки — например, крупного рогатого скота или ослов.

Недавние генетические исследования вносят дополнительную ясность в вопрос о доместикации лошадей. В 2021 году международная группа ученых обнаружила, что современная домашняя лошадь произошла от популяции, обитавшей в районе Волго-Донского региона около 2200 года до нашей эры. Это открытие сдвигает дату доместикации лошадей на более поздний период, чем предполагалось ранее, и соответствует новым археологическим данным.

Кроме того, последние археологические находки в Казахстане и Монголии показывают, что практики, связанные с использованием лошадей, могли развиваться независимо в разных регионах. Это указывает на сложность процессов доместикации и использования лошадей, и то, что верховая езда могла появиться в различных культурах в разное время.

Ямная культура — археологическая культура эпохи позднего медного века и раннего бронзового века (3300–2600 годы до нашей эры). Она занимала территорию от южного Приуралья на востоке до Днестра на западе, а также от Предкавказья на юге до среднего Поволжья на севере. Хотя ранее предполагалось, что именно эти народы первыми начали активно использовать лошадей для верховой езды, новые исследования показывают, что вопрос остается открытым и требует дальнейшего изучения.