Сибирские ученые нашли растение, жившее почти 200 млн лет назад

13:54, 25 сентября 2024

Автор фото: Музей Природы и Человека

Сибирская находка: ученые обнаружили древнее дерево, свидетеля глобального потепления.

Сибирские ученые совершили сенсационное открытие, обнаружив на берегу Ангары останки древнего дерева, которое процветало на Земле 184 миллиона лет назад.

В ходе совместной экспедиции Института земной коры СО РАН и Томского государственного университета палеоботаники наткнулись на уникальную находку: окаменелые фрагменты листопадного дерева рода Ferganiella. Ранее представители этого рода были обнаружены исключительно в субтропических и умеренно-субтропических регионах планеты.

Как такое теплолюбивое растение оказалось в Сибири? Ответ на этот вопрос кроется в глобальных климатических изменениях, вызванных масштабными вулканическими извержениями на юге Африки около 180 миллионов лет назад. Выброшенные в атмосферу вулканические газы спровоцировали резкое потепление климата, что привело к миграции многих видов растений, в том числе и Ferganiella.

Изображение: recyclemag.ru

Новый вид, обнаруженный на Суховском Мысу, получил название Ferganiella ivantsovii в честь палеонтолога ТГУ Степана Иванцова, который не только организовал экспедицию, но и лично обнаружил наиболее полный экземпляр растения.

"Наша находка является уникальным свидетельством глобальных климатических изменений, происходивших в далеком прошлом", – отмечает Андрей Фролов, старший научный сотрудник Института земной коры СО РАН. – "Изучение этого древнего растения поможет нам лучше понять, как растительный мир реагировал на экстремальные условия и какие процессы приводили к массовым миграциям видов".

Открытие сибирских ученых имеет огромное значение для палеоботаники и палеоклиматологии. Оно позволяет расширить наши знания о флоре мезозойской эры и реконструировать климатические условия того времени. Кроме того, это открытие служит еще одним напоминанием о том, что климат нашей планеты всегда подвержен значительным изменениям, вызванным как естественными, так и антропогенными факторами.

Согласно последним исследованиям, опубликованным в журнале Nature, подобные миграции растительности в ответ на климатические изменения были нередким явлением в истории Земли. Ученые предполагают, что такие события могли сыграть ключевую роль в формировании современных экосистем.

Открытие Ferganiella ivantsovii также открывает новые перспективы для изучения биоразнообразия Сибири в юрский период. Ученые надеются, что дальнейшие исследования помогут им найти новые виды растений и животных, которые населяли этот регион миллионы лет назад.

Открытие древнего растения на берегу Ангары – это не просто научная сенсация, это еще один шаг к пониманию сложной и многогранной истории нашей планеты. Оно напоминает нам о том, что даже самые суровые климатические изменения не могут полностью уничтожить жизнь на Земле, а только лишь заставляют ее адаптироваться и изменяться.