
Наверное, немногие из нас избежали необходимости вызывать «неотложку» для себя или своих близких. Самое востребованное подразделение современного здравоохранения – станции скорой помощи – существует в нашей стране не первый век.
Когда бесплатной медицины не было совсем
Наши предки вплоть до конца 18 столетия не имели представления о бесплатной медицине. В те времена богатые семьи держали домашних лекарей, а бедные — довольствовались помощью знахарей. Единственным местом, где без денег принимали хворых и увечных, были церковные богадельни, но о профессиональном лечении там речи не шло.
Во время эпидемий к борьбе с распространением заразы привлекались полицейские, которые в основном обеспечивали карантин, занимались вывозом и погребением трупов. Позднее при полицейских участках стали устраивать приемные покои, куда доставляли пострадавших от несчастных случаев.
Первый транспорт – пароконные экипажи
Считается, что первая в Российской империи станция неотложной помощи открылась в Варшаве в 1897 году. Затем примеру поляков последовали медики в Киеве, Одессе, Харькове, Риге, Москве и Санкт-Петербурге. В Москве отсчет истории скорой помощи ведется с 1898 года, когда в Белокаменной появились 3 пункта, оснащенных экипажами с парой лошадей (вот откуда используемое и сегодня выражение «карета скорой помощи»).
Бригады формировались из медиков, в роли которых нередко выступали студенты университетов, и полицейских и могли оказывать помощь на улице или транспортировали пациента в больницу.
Петербургской скорой – 122 года
Известна дата открытия станции скорой помощи в Петербурге — 19 марта 1899 года. Инициатором создания и развития службы выступил выдающийся хирург, академик медицины и общественный деятель Николай Вельяминов.
Он и его коллеги, видные медики Карл Рейер, Генрих Турнер и Иван Греков, придали делу основательность, организовав соответствующие курсы для персонала и подготовив проект по развитию системы первой помощи в столице.
В том же году в Санкт-Петербурге появилось еще пять аналогичных станций, на каждой имелось по два пароконных экипажа с четырьмя носилками и всем необходимым для спасения экстренных пациентов.
С лошадей – на мотоциклы и авто
Следующим транспортом скорой помощи стали мотоциклы, это случилось уже после революции, а затем в распоряжении медиков поступили автомобили. Поначалу это был приспособленный только для перевозки пострадавших транспорт.
Но уже в 1957 году в Ленинграде на заводе медтехники «Красногвардеец» была сконструирована специализированная машина-автобус, оснащенная всем необходимым для проведения реанимационных мероприятий на месте происшествия или по дороге в лечебное учреждение. Она стала прообразом нынешних реанимобилей, которые широко используются в практике станций скорой помощи.
Оставьте первый комментарий