
Наши далекие предки имели совершенно другие понятия о семейной жизни. Они в корне отличались от нынешних. Считается, что многоженство было прерогативой исламских государств и не имело ничего общего с семейными традициями славян. Но история хранит подтверждения существования самых разных моделей поведения наших предков. У язычников полигамия (многоженство) была обычным делом. Причем несколько жен имели не только князья и знать, но и обычные жители.
Как жили древние славяне
Нестор Летописец в своей «Повести временных лет» описал жизнь вятичей и радимичей. У них была полная свобода в плане близких отношений. У мужчин было по 2-3 и больше жен. Киевские князья тоже довольствовались жизнь сразу с несколькими супругами:
- князь Игорь, муж Ольги, имел и других благоверных;
- женой князя Ярополка была греческая монахиня, которую взял в плен его отец, но он просил руки дочери полоцкого князя Рогнеды;
- Владимир (Красно Солнышко) жил с пятью женами, но сочетавшись браком с византийской принцессой, отказался от 4 из них.
Не только многоженством, но и несдержанностью удивляет дохристианская Русь. Так, князь Святослав, взявший в наложницы рабыню Малушу, которая родила Владимира. Он же, возмужав, не знал счета женщинам.
Многоженство и христианство
Принятие Русью христианства в 988 году принесло множество изменений. Но многоженство осталось. Нарождающаяся церковь на землях Руси всячески пыталась убедить людей в греховности союза, где есть большое число партнеров. Только один муж и одна жена — это приемлемо, говорили церковники. Но позиция христианской церкви была еще слишком слабой, чтобы диктовать свои условия. Чтобы не потерять прихожан, особого давления она не оказывала.
Служители церкви тщательно следили за тем, чтобы супруги не просто жили вместе, а проходили через обряд венчания. Основную задачу священники видели в том, чтобы мужчина получал благословение на союз лишь с одной женщиной. Изменения в коллективном сознании произошли не сразу, но постепенно сформировалось правильное отношение к семейной жизни.
Браки по похоти и нужде заключались в Сибири
В Сибири было много случаев близкородственных браков. Распространено было снохачество. Женатый мужчина не желал заводить любовницу, подвергаясь осуждению окружающих. Тогда он формально выдавал ее замуж за своего малолетнего сына и жил с ней. Грех отца автоматически переходил на сына, который был вынужден повторить его путь. Когда мальчик становился мужчиной, его жена старела. Церковные браки нельзя было расторгать и он, как и отец, заводил себе сожительницу.
Колонисты, которые жили в алтайских горных ущельях, не имели доступа к посторонним женщинам. Поэтому им ничего не оставалось, как заключать брак с ближайшими родственницами — племянницами или сестрами.
По причине половой распущенность в ХХ веке на территории Сибири началась эпидемия половых инфекций и сифилиса. Коренные народы Сибири были на грани вымирания.
Многоженство народов крайнего Севера и язычников уже никого не удивляет. При этом полигамные браки были нередкими и у крестьян. А. Мороз в своем сборнике «Мужчина в традиционной культуре» рассказал о многоженстве Русского Севера. Как пишет автор, в начале ХХ века этнографы говорили о крестьянах Архангельской области, которые женились на 2 и более женщинах. Так, это было привычным явлением в таких семьях:
- где первая супруга не могла родить ребенка;
- где из-за возраста или болезней жена не могла заниматься домашним хозяйством.
Все женщины в такой семье жили под одной крышей и вместе работали по дому, занимались воспитанием детей и распределением обязанностей между собой. Как правило, интимные отношения глава семейства имел, обычно, только с самой молодой из жен.