
Как известно, многие обвиняют западную цивилизацию в том, что она занималась порабощением других народов. Американцев обвиняют в угнетении индейцев, испанцев — в захвате негров и торговле ими, англичан — в порабощении китайцев и индусов. В России всё развивалось другим путём — здесь жители одной страны делали рабами друг друга. Как и за сколько — попробуем разобраться.
Люди — товары
Главным и самым ценным богатством России в то время были крепостные крестьяне. Крепостное право, бывшее в России непоправимым злом многие века, достигло своего апогея при Петре I и Екатерине II. Эти правители окончательно закрепили исключительные права дворянского сословия и исключительное бесправие крепостного крестьянства в законодательстве Российской Империи.
До этого крестьяне имели большую вольность, они могли участвовать в местном самоуправлении, а также иногда переходить в другие сословия. Были ограничены права на покупку и продажу крестьян, передачу их от одного помещика к другому, продажу иностранцам. После реформ времён Петра и Екатерины за ними закрепился статус рабов, фактически люди были приравнены к животным.
Именно на эту эпоху приходится расцвет крепостного рынка. Дворянская вольность предполагала разгульную жизнь, большие денежные траты. Естественно, большинство их делались за счёт крестьян, а не за счёт каких-то коммерческих талантов рабовладельцев или огромных жалований, получаемых от государства, которое, по сути, было довольно бедным.
По законам того времени крепостные крестьяне делились на земельных и заводских. Земельные принадлежали помещикам, которые вели сельское хозяйство, а заводские принадлежали заводчикам, которые занимались добычей полезных ископаемых и производством. Положение последних было особенно несчастным. Они фактически не считались живыми людьми, а просто деталями рабочих механизмов и машин.
При поломке, то есть болезни или смерти, их просто заменяли на другого, и происходило это особенно часто. Заводские для государства представляли большую ценность, так как они производили товары для армии и флота, поэтому за ними был очень жёсткий надзор, часто заводчикам посылали в помощь солдат.
Обычные крестьяне работали на земле. При этом помещики использовали два типа выжимания из них денег — барщину и оброк. Те, кто не слишком хотел заниматься хозяйством, предпочитал оброк. Вначале таких было большинство, но со временем дворяне смекнули, что если напрямую использовать рабский труд, можно выручить больше.
Поэтому уже в начале девятнадцатого века в большинстве хозяйств процветала барщина — использование крестьянина и членов его семьи в качестве рабов, над ними ставили надсмотрщиков, били за некачественную работу, словом, все черты рабства, как и в случае заводских крестьян, стали проявляться налицо.
Самое лучшее положение было у крестьян, принадлежащих государству. Традиционно чиновники в России были ленивы и не слишком хорошо выполняли свои обязанности. Это касалось и надзору за крестьянами. Мужики, выполнявшие ямскую повинность, перевозившие государственных людей за тысячи вёрст, трудившиеся на монастырских землях, часто пользовались правами и свободами, которых не видали обычные крестьяне.
Кстати, монастырские земли также были государственными, и все эти разговоры о «возвращении церкви имущества, отобранного в годы советской власти» не имеют под собой почвы — у церкви просто ничего не было, это было своего рода министерство, распоряжавшееся государственным имуществом.
Ямские же крестьяне обязаны своим появлением ещё хану Мамаю — именно он распорядился организовать в России сеть дорог и гостиниц, обеспеченных кучерами, повозками и лошадьми. Крестьяне, привлечённые к такой работе, имели пайсу — их нельзя было казнить за что-либо, кроме некачественного исполнения своей работы, которую они старались делать хорошо, они могли ответить отказом на требование почистить платье барина или принести ему обед, если это не входило в их «должностную инструкцию».
Даже великие князья ничего не могли с этим поделать, и только с упразднением татаро-монгольского ига ситуация поменялась.
Крестьянин, которого забирали в солдаты, также становился государственной собственностью. Отслужив двадцать с лишним лет, он получал фактически свободу. Вот только почти никто не доживал до этой даты — постоянные войны, отсутствие медицины, эпидемии в армии делали солдата к концу службы инвалидом. Их отправляли жить в специальные «инвалидные дома» — аналог домов престарелых, где старым солдатам давали какое-то пропитание и одежду.
Тем не менее, засилие помещиков и крестьянской общины было так велико, что многие предпочитали идти в солдаты — об этом писал даже Суворов. В большинстве же случаев крестьяне предпочитали простое бегство — бросали жену, детей, родителей и уходили на вольные земли, в разбойники, бежали в Польшу, на Украину, в Прибалтику. При Петре I целых десять процентов населения числилось в бегах — это огромная цифра. Из этих крестьян сформировались целые этносы — жители Дикого Поля на Украине, казаки на Дону, Волге и Кубани.
Отдельно стоит выделить категорию дворовых крестьян. Они выполняли обязанности по непосредственному обслуживанию помещика и поместья, уборки, содержанию лошадей, приготовлению пищи, топке печей и другие.
Эти крестьяне также пользовались какой-то вольностью, так как помещик не хотел видеть вокруг себя врагов, которые при случаи могли отравить пищу, задушить их сына или дочь во сне подушкой, ещё как-то отомстить за свои обиды. Тем не менее, в отношении дворовых часто были и сексуальные домогательства, и какие-то акты садизма, которые некоторые помещики и помещицы себе позволяли.
Мужики, бабы и дети
Традиционно в крестьянском сословии женщины и мужчины наделялись неравными правами, как и везде в тогдашнем обществе. Мужик, то есть взрослый мужчина-крестьянин, имел какие-то свободы. Баба, то есть женщина-крестьянка, не имела никаких прав и являлась собственностью своего мужа.
То есть фактически она была рабом второго рода — раб, принадлежащий рабу. Единственное, за что её муж мог понести ответственность — это за убийство жены. Если же он избил, искалечил её, ещё сделал с ней что-то, не повлекшее смерть, никакой ответственности за это он не получал.
Дети вообще никакой ценности не имели и принадлежали только родителям. Бывало, что совершеннолетний взрослый сын или дочь ввиду отсутствия средств были в слугах у собственной матери и отца. Они целиком распоряжались их судьбой, если, конечно, помещик не решил в это вмешаться.
Он одним росчерком пера мог разделить семью, развести мужа и жену, а потом поженить их с другими людьми. Это тоже часто практиковалось — разрешение на свадьбу крестьянина и крестьянки мог выдавать только помещик.
При торговле людьми применялся как гендерный, так и возрастной ценз. Самыми дешёвыми были дети в возрасте до года — они торговались по полтиннику, пятьдесят копеек. Такая цена была обусловлена высокой детской смертностью, ведь товар мог умереть и не принести никакой прибыли.
Бабы ценились примерно в два раза дешевле мужиков. Самым дорогим живым товаром были мужики в возрасте от двадцати до тридцати лет. Сорокалетние уже шли по меньшей цене и могли быть успешно проданы только при наличии определённых навыков.
Рабы-профессионалы
Помещики часто вкладывали деньги в обучение крестьян. Делалось это не столько с целью популяризации наук и профессий, сколько в надежду продать такого крестьянина подороже или использовать для каких-то своих целей. Например, у графа Шереметьева был целый театр и художественная галерея, которые были созданы силами крепостных.
Часть из них даже проходила обучение за границей. Тем не менее, несмотря на образованность и знание иностранных языков, актёров после спектакля могли запросто выпороть прямо на сцене, а художника, который написал портрет не так, как хотелось хозяину, отправить в солдаты.
У менее притязательных помещиков спросом пользовались цирюльники, портные, повара, которые могли шить платье по европейским образцам, делать мудрёные причёски, как в Петербурге, или готовить изысканные кушанья.
Разумеется, всем этим они должны были заниматься в интересах помещика — каждому хотелось блеснуть в дворянском собрании на балу в хорошем сюртуке, удивить всех других дам изысканной причёской или угостить других гостей-помещиков диковинным французским салатом. Как правило, это были дворовые крестьяне и они имели все плюсы и минусы этого положения.
Коммерсанты
Ещё одна категория рабов-профессионалов — это те, кто занимался торговлей, коммерцией и управлением. Как правило, поместье не нуждалось в управлении со стороны крестьян — этим занималась сельская община. Однако часто делами там занимался управляющий.
Он был наместником помещика и обычно был не из крестьянского сословия, а наёмным иностранцем или русским. Тем не менее, продажа товаров поместья, оброчного имущества, товаров, полученных с барских земель должна была как-то происходить, и происходила она на городских рынках.
В данном случае торговыми делами чаще занимались сами крестьяне. Помещик выделял одного-двух из них, иногда также советовался с общиной. Выбранный крестьянин отвечал за успех дел как перед барином, так и перед другими крестьянами, ведь если ему случалось продешевить или продать что-то в убыток, гнев мог обрушиться не только на него, но и на других крестьян.
Положение их было не завидным и такие «коммерсанты» были между двух огней — с одной стороны помещик, с другой вся община, которая понимала, что если барин не получит своих денег, он заставит их выполнять ещё какие-то повинности, отправит ещё больше крестьян в солдаты, продаст их другому помещику, чтобы оплатить покупку нового дома в столице или карточный долг.
Однако жили такие крестьяне хорошо, если вели дела успешно. Они пользовались большими свободами, распоряжались значительными денежными суммами, часть из которых могла доставаться им в качестве благодарности за успехи. Именно из этой среды пошёл класс зажиточных крестьян, так называемых кулаков.
Община часто называла их мироедами — за то, что они ездили по делам мира, то есть общины, и докладывали помещику о каких-то крестьянских вопросах, помогая их решить. Часто помещик требовал оброк не товарами, а рублями, а эти крестьяне помогали общине превратить продукцию натурального хозяйства в деньги.
Отмена крепостного права
Прогрессивное российское дворянство видело в крепостном праве позор России, тормоз в развитии культуры, науки и общества. Тем не менее, отменять его они боялись, так как в данном случае лишались источника своего благосостояния. Первыми губерниями, где это право было отменено, стали земли Лифляндии — нынешней Латвии и Эстонии.
Там уже давно крепостничество изжило себя, хозяйство лифляндские землевладельцы вели по западному типу, при котором было выгоднее нанимать в сезон рабочих за деньги, чем кормить армию крестьян круглый год и позволять им пахать собственную землю. Население занималось городской жизнью, ремёслами, рыбной ловлей, торговало. Отмена произошла после Отечественной войны 1812 года.
В 1861 году произошла отмена крепостного права по всей России. Сделано это было бездарно. Крестьян лишили права на землю, сказав при этом, что они будут обязаны выкупить эту землю у помещика. Цена выкупа была завышена в несколько раз. Правда, через пятнадцать лет это отменили, мол, ладно, не хочешь выкупать — не надо, живи так, без земли.
Выкупить землю и начать собственное хозяйство смогли только зажиточные крестьяне, те самые кулаки. Помещики же фактически должны были получить содержание на первое время в виде откупных денег за крестьянскую землю. Но крестьяне платить их и не хотели, и не могли.
Поэтому отмена привела к обнищанию дворянства. Ситуация усугублялась тем, что большинство помещиков и понятия не имело, как вести аграрное хозяйство вне условиях крепостничества. В результате произошёл ряд событий, который привёл к уничтожению самодержавия в России.
все вранье . этого не может быть . рабство было в америке и западной европе . рабами торговали в крыму и на кавказе . в россии ничего подобного не было .
имя твое — враньё
Было, батенька. А может, по Вашему мнению, и земля плоская, а то как же? Люди бы в разные стороны падали!
Все правильно написал автор ! Можно только добавить,что только рабы негры жили хуже чем русские крепостные крестьяне при этом одни православные превращали в рабов других православных.
Родителей по линии мамы обменяли с Полтавщины в Саратовскую область на борзых щенков…И после этого кто то спрашивает — почему я за коммунистов. Увы не таких как Зю, а с зубами и совестью…
Некоторые гордятся царской Россией что не было рабов из Африки.А то,что процветало рабство соотечественников — так это нормально,что ли? Или гордятся потомки рабовладельцев? Пора бы осознать,что на Руси были сволочи-рабовладельцы,только звались по другому.
Везде свои законы были, без этого мы бы никогда не поняли, кто и как жил наш народ, все учатся на ошибках.
Так можно оправдать не только рабство,но и людоедство.
При образовании сильного государства не обойтись без диктатуры над народом. Как Петр 1 создавал мощь России:
Между татарином и немцем,
Все силы тратя на борьбу,
Металась загнанным младенцем,
Свою не ведая судьбу.
Уже не Азия — Россия
С Европой встать не смела в ряд.
Но Петр наукой, страхом, силой
Россию вывел в авангард.
Всю жизнь, весь гений, силу, ярость
Он для Отчизны не щадил.
Он над Россией поднял парус
И с ней в великий путь отплыл
Голландский шкипер, мэтр французский,
Надевший аглицкий кафтан,
Царем был Питер только РУССКИМ
Работник, гений и — тиран.
Вчера забыли предков славу
Сегодня — день царя Петра
Гангут, Гренгам, да и Полтаву,
А завтра — чья придет пора?
…И топчут холодно обломки
Селений, храмов и дворцов
Неблагодарные потомки
Своих прославленных отцов.
Слова поэта не есть истина. Истина — это рабство соотечественников сволочами-рабовладельцами, т.е.дворнягами.
Совершенно верно !
да это так. Но в Европе в указанный период были тираны но не было этого позора как рабство, крепостничество, потому в англии было в 1861 запуск первой железной дороги, а в России только лишь объявили об отмене крепостного права.
А в Великобритании рабство отменили лишь в 1833 г. На 28 лет всего раньше.
Петр содеял много зла России
Потому Россия и была в постоянных крестьянский восстаноях (Болотников, Разин, Пугачев), положение крестьян приравнивалось как к средствам производства для получения доходов. Никаких прав для них кроме обязаннойстей и произвол помещиков (Салтычиха забивала до смерти). Люди вынуждены были убегать и оседать в степях. В конечном итоге это привело в всеобщей ненависти в стране и революция-гражданская война и блудливые сказки историков о хорошей жизни при дворянах. незабывайте меняли детей на борзых щенков и это не выдумка.