Зеленый цвет советских поездов был выбран неспроста

Для старшего поколения россиян железные дороги прочно связаны с зеленым цветом. Действительно, в Советском Союзе подавляющее количество пассажирских вагонов были окрашены в зеленый цвет, хотя можно было встретить и голубые, которые полностью совпадали со словами из детской песни одного из популярных мультфильмов. Но кому-нибудь хоть раз в голову приходила мысль, почему же вагоны красили зеленой краской?

Исторические факты

Во времена царской России цвет пассажирских вагонов поездов был обусловлен его комфортабельностью. Вагоны первого класса, которые в современном мире соответствуют «люксу», были окрашены в синий цвет. Господа, имеющие не столь высокие доходы, могли воспользоваться более дешевыми желтыми вагонами. Для всех остальных жителей страны, в подавляющем большинстве крестьян и рабочих, были предназначены зеленые вагоны.

С установление на территории России советской власти все поезда без разбора стали красить в зеленый цвет. Произошла так называемая «уравниловка», а особо острые на язык люди говорили, что отныне все поезда предназначены исключительно для бедных.

Но этот факт имеет и более логическое объяснение. Во все времена железная дорога была важным стратегическим объектом. Зеленый цвет является хорошей маскировкой. Военные силы уже во время первой мировой войны использовали авиацию, поэтому было необходимо сделать поезда незаметными с воздуха.

Окрашенная в серый цвет крыша лишь усиливала маскировку поезда, позволяя ему сливаться с железнодорожной насыпью. Эта тенденция прочно закрепилась на долгие годы. Советский Союз много лет находился в состоянии Холодной войны с США и в любой момент ожидал удара. Поэтому предпринимаемые усилия для маскировки важных объектов были вполне обоснованными.

Практическая сторона вопроса

Зеленый цвет советских поездов был выбран неспроста

Выбор расцветки пассажирских вагонов был обоснован и с практической стороны. В первую очередь вагоны окрашивались для защиты металла от коррозии и лишь после этого для придания им эстетического внешнего вида. Экспериментальным путем удалось выяснить, что зеленый пигмент наиболее устойчив солнечным лучам. Кроме того, он отличается достаточно бюджетной стоимостью.

Эта мера позволяло государству существенно сэкономить на закупке краски, а также защитить поезда от негативного внешнего воздействия. Довольно часто поезда эксплуатировались в довольно сложных климатических условиях – от регионов Крайнего Севера до южных областей страны, где нещадно палит солнце.

Был и еще более дешевый вариант краски – коричневый сурик. Однако, внешний вид окрашенных в коричневый цвет вагонов оставлял жалеть лучшего. Поэтому было принято решение, выбирать эту краску исключительно для товарных вагонов, так как в этом случае эстетика мало что значит.

Если же вспомнить об упомянутых выше голубых вагонах, то их появление состоялось значительно позже – в середине 60-х годов. Фирменные поезда были созданы для повышения качества обслуживания пассажиров железной дороги. Эти поезда были способны развить более высокую скорость, к тому же совершали намного меньше остановок по пути. Чтобы фирменные поезда выделялись среди огромного количество зеленых вагонов было принято решение окрашивать их в синий цвет.

Ребрендинг

Зеленый цвет советских поездов был выбран неспроста

На сегодняшний день российскими железными дорогами используется большое количество фирменных поездов, каждый из которых имеет свой отличительный цвет, определяемый брендом. Практически все подвижные составы, униформа рабочих и железнодорожные вокзалы имеют свой единый стиль, который легко узнаваем для каждого.