
Магазин и бар на Жигулевском пивоваренном заводе в городе Самара на Волге всегда заняты. В любой день клиенты наслаждаются несколькими кружками пива, либо внутри, либо рядом с витриной снаружи, либо они слоняются вокруг, ожидая, когда им подадут свежую порцию их любимого напитка.
Пиво доставляется в магазин по подземной трубе, и местные жители говорят, что оно намного превосходит то, что есть в магазинах в других местах, так как настоящее Жигулевское пиво не может храниться больше пары дней.

Несмотря на длинную очередь, посетителей в пивном магазине обслуживают быстро. Каждый покупатель нетерпеливо снимает крышку с пустой бутылки, которую принес с собой, и передает ее продавцу, который наполняет ее пивом. Затем покупатель быстро закрывает бутылку, прежде чем пена начнет подниматься, и продавец уже обслуживает следующего покупателя.
“ Его особенность в том, что оно бойлерное, а не кеговое, оттого пьется в жару легко ”, — говорит один местный житель по имени Егор Самсонов. “Я помню, как, будучи студентами, мы шли домой пешком, чтобы сэкономить деньги на лишний литр пива, чтобы купить его здесь. А летом, когда народу было особенно много, выносили дополнительную цистерну и наливали пиво прямо из шланга.»

Жигулевское — одно из самых известных сортов пива в России. Его варили здесь, на берегах Волги, еще в 19 веке, а затем напиток стал невероятно популярен в советские годы. Пивоварня была основана в 1881 году австрийцем Альфредом фон Вакано, который выбрал Самару за чистую воду из Волги и удобное транспортное сообщение.
Вакано назвал свой самый популярный сорт пива “Венским” в честь своей родины. Самарское пиво под этим названием продавалось не только в России, но и в пивных Европы. Пивоварня имела сеть складов, протянувшихся от Варшавы до Владивостока.
Первая мировая война нанесла тяжелый удар по российской пивной промышленности. Императорским указом в стране был введен «сухой закон», а сам Вакано был выслан из Самары по подозрению в шпионаже. После революции 1917 года он вместе с семьей уехал в Австрию.
К этому времени пивоварня уже была национализирована, но больше не работала. В 1920-х годах сыновья Вакано получили разрешение возродить пивоварню, но затем, всего через несколько лет, они тоже были вынуждены покинуть страну. Пивоварня стала полностью государственной и с тех пор пережила множество преобразований.

В 1934 году тогдашний нарком пищевой промышленности Анастас Микоян посетил пивоварню. Качество пива произвело на него впечатление, но “буржуазное” название привело его в ярость. Таким образом, Венское превратилось в Жигулевское, переименованное в честь Жигулевских гор, расположенных на другом берегу Волги. Пивоварня производила и другие сорта пива, но они были менее популярны.

Как и любой другой продукт в СССР, Жигулевское пиво должно было соответствовать государственным стандартам качества, называемым ГОСТ. Это было светлое пиво-лагер крепостью не менее 2,8% и плотностью начального сусла не ниже 11%. ГОСТ также регламентировал виды используемого сырья и продолжительность брожения. По этим стандартам Жигулевское пиво производилось более чем на 700 пивоварнях по всему Советскому Союзу!
Почему так много? Дело в том, что советское пиво продавалось «живым» и не могло долго храниться—его хватало максимум на неделю, поэтому пиво в продажу обычно поступало с ближайшей пивоварни. Брали как в киоске «на вынос», так и в магазине в обычной стеклянной бутылке (которую можно было потом сдать).
Неудивительно, что во многих советских городах были пивные рестораны под названием «Жигули». Бар с таким же названием всегда был одним из самых дешевых мест на Арбате в центре Москвы (несколько лет назад его даже посетил Владимир Путин), а в Ленинграде куда наведывалась театральная публика, хотя бар имел репутацию «буйного».
В настоящее время «Жигулевское» производится только на нескольких десятках пивоварен в России и бывших советских республиках, но все эти сорта пива на самом деле очень разные по вкусу, крепости и способу варки.

Самарцы говорят, что вкус Жигулевского прямо с пивоварни за эти годы не сильно изменился, но найти его за пределами региона практически невозможно, так как долго хранить его нельзя. Вот почему люди готовы стоять в очереди за Жигулевским, ставшим чем-то вроде местной знаменитости.
По материалам Russia Beyond.
Вода бралась не из Волги, а из артезианских скважин.