Гибель Пригожина: новые факты шокировали даже опытных лётчиков

Последние события, связанные с крушением самолета Евгения Пригожина, продолжают вызывать оживленные дискуссии и интерес, особенно учитывая отсутствие официальной информации о ходе расследования. Согласно сообщениям СМИ появились новые факты, которые, по словам их авторов, должны помочь разобраться в причинах этой трагедии.

Оказалось, что основатель частной военной компании «Вагнер» погиб 23 августа в Тверской области. Его сопровождали близкие союзники, и все они находились на борту бизнес-джета, который потерпел авиационную катастрофу.

Поскольку официальные органы не раскрывают подробности расследования, пользователи социальных сетей сами активно ищут новые детали и делают свои предположения о причинах этой трагедии. Интернет-сообщество стало источником разнообразных версий, которые обсуждаются и обмениваются между собой.

Общеизвестно, что Пригожин серьёзно относился к вопросам безопасности. Но мало кто знал, что для своих перелётов основатель «Вагнера» использовал сразу два самолёта марки Embraer. Борт, на который сядет, Пригожин выбирал прямо перед взлётом.

В роковой день оба самолёта взлетели в разное время. Первый борт под номером RA-02795 рухнул в Тверской области. Второй самолёт, RA-02748, был засечён в нескольких местах, в том числе в Турции и Саудовской Аравии.  В отличие от первого, он благополучно долетел до Москвы. Причём потом перелетел в другой аэропорт, а на следующий день и вовсе отбыл в Баку.

Обсуждая версию теракта, чаще всего пользователи спорят, каким образом на борт попало взрывное устройство. Кто-то считает, что взрывное устройство установили в отсек шасси или грузовое отделение, а кто-то настаивает, что бомбу пронесли в самолёт незадолго до вылета.

Не остывает интерес к катастрофе и у западных СМИ. The Wall Street Journal пишет, что тот самый Embraer был оснащён оборудованием для обнаружения слежки, «умными» окнами с электронной тонировкой. Об этом журналистам якобы рассказали источники в ЧВК «Вагнер» и некие африканские чиновники. Утверждается также, что на бортах, которыми летал Пригожин, выключались транспондеры — приборы, которые отправляют диспетчерам данные о том, в какой точке воздушного пространства находится судно.

Среди версий причин трагедии называется теракт.

Царьград провёл собственное расследование причин случившегося. Факты, приведённые в нём, озвучиваются впервые.

В первую очередь стоит помнить, что Евгений Пригожин всегда очень внимательно относился к вопросам собственной безопасности. В публичном пространстве он часто поражал своими эпатажными репликами и откровенным презрением к смерти, но о безопасности никогда не забывал.

Для перемещений Евгений Пригожин пользовался двумя самолётами бразильской компании Embraer. Источники, близкие к окружению бизнесмена, сообщают, что зачастую даже самые ближайшие соратники не знали, на каком из них он отправится: Пригожин мог в самый последний момент просто ткнуть пальцем – «Летим на этом», и всё.

В роковой день гибели Пригожина в небо с разницей в один час поднимались два самолёта главы ЧВК «Вагнер». Такая практика была постоянной. Один из них – бизнес-джет с бортовым номером RA-02795 рухнул в Тверской области. Второй самолёт имел бортовой номер RA-02748 Как показывают сводки сервиса FlightRadar24, эта машина в последнее время часто использовалась для полётов. В течение нескольких дней бизнес-джет был замечен в Турции и Саудовской Аравии.

23 августа второй самолёт Пригожина вылетел из Внуково в 17:17. В 18:19, аккурат в момент падения другого борта, вылетевшего позже, он приземлился в Пулково. Однако уже через 40 минут самолёт вылетел обратно и сел в подмосковном Остафьево. Примечательно также, что на следующий день, 24 августа, Embraer ERJ-135BJ Legacy 650 с бортовым номером RA-02748 отправился из Москвы в Баку.

Первый же борт, который потерпел крушение в Тверской области, стаял в ангаре 10 дней. Он был на ремонте. Кто именно имел доступ к этому борту и занимался его обслуживанием, сейчас выясняет следствие.

Если принять во внимание именно версию о теракте на борту самолёта Пригожина, то следует задать вопрос о том, кто мог заложить взрывное устройство. Бывший сотрудник спецслужбы Антон М. в беседа с Первым Русским отметил, что попасть бомба на территорию воздушной гавани могла двумя путями. Либо её пронесли сами сотрудники аэропорта, либо взрывное устройство заложил на борт кто-то из приближённых Евгения Пригожина. Причём, в первом случае стоит учитывать, что сотрудники аэропорта проходят постоянный тщательный осмотр, потому стоит искать лазейки для таких акций.

«Уверен, что помимо предполётной подготовки, когда техники проводят осмотр судна, и СБ самих вагнеровцев наверняка всё предметно проверяла. Значит, у диверсанта (назовём его так пока) было крайне мало времени, чтобы засунуть куда-то взрывчатку. И если всё же подтвердится, что Пригожин летел именно на разбившемся борте, он был в курсе этого: знал, что первый отправился без него. Иначе представляется логичным заминировать оба самолёта», – отмечает эксперт.

Где находилась бомба?

Другой не менее важный вопрос, который предстоит решить следствию, заключается в том, что если борт был заминирован, то где находилась бомба. Если она была в отсеке шасси, как сообщает ряд СМИ, то повреждённая взрывом обшивка должна была прогнуться внутрь. Если же бомба была внутри борта, то обшивку должно было вывернуть взрывной волной наружу.

Бывший замминистра гражданской авиации СССР, заслуженный пилот Олег Смирнов рассказал Царьграду, что в самолёте есть укромные месте, где можно без проблем спрятать взрывное устройство.

«Прежде всего, это ниша шасси или грузовой отсек, где перевозят груз, багаж. И вот воспользовался этот подонок и прикрепил это взрывное устройство в нишу шасси. Там ничего не видно, там темно, при осмотре самолёта перед вылетом нишу шасси так детально не осматривает экипаж. И всё, вот это место идеальное, чтобы скрыть там взрывное устройство. Что, очевидно, и произошло. Кстати, о факторах взрыва говорит и тот объективный показатель, что часть самолёта, хвостовая часть стабилизатора самолёта в трёх километрах валяется от падения корпуса», — отметил эксперт.

Свою версию предложил и экс-сотрудник спецслужб Антон М.:

То есть, как вариант, устройство находилось среди вещей пассажиров. Поэтому диверсант и не беспокоился, на каком именно борте отправится Пригожин. Ему надо было только проследить, что самолёт взлетел и дистанционно запустить обратный отсчёт часового механизма. Альтернатива – ВВ заложили во время ремонта. И просто ждали момента, когда основатель «Вагнера» решит воспользоваться для перелёта этим самым бортом.

Ещё одна деталь: перед вылетом бортпроводница Кристина Распопова писала родственникам, что их вылет отчего-то задерживается (возможно, оба самолёта всё-таки должны были вылетать одновременно). Почему? Не ясно. Может, был всё-таки сигнал, и СБ проводила проверку?