
Нет тахографа — есть штраф. Грузовики и автобусы принуждают к порядку. Сразу два обновления в законах вступили в силу с начала месяца. Это изменения в КоАП и поправки к двадцатой статье закона о безопасной езде.
Поправка списка административных нарушений пополнилась дополнительными штрафами при отсутствующем тахографе и при нарушении чередования отдыха и работы.
Поправка в 20-ю статью вменяет владельцам грузовиков обязанность оснастить их тем самым прибором-тахографом и обеспечить соблюдение упомянутого режима.
Авторы изменений в законе убеждены: новые правила прежде всего обезопасят пассажиров. С функционирующим тахографом ни один уставший водитель не сможет отправиться в рейс. Таким образом недобросовестные автовладельцы и транспортные компании будут вынуждены учитывать интересы сотрудников.
Тем не менее, обновление в законе вызвало, скорее, враждебную реакцию и у водителей, и у обладателей грузовиков. С начала эксплуатации тахографа рабочее время водителя сократится, зарплата уменьшится, автобусы нельзя будет выпустить в рейсы, не раздув штат вдвое новыми сотрудниками для подмены.
О тахографе: что это, зачем нужен
Федеральный закон, отвечающий за безопасность движения на дорогах, определяет тахограф, как непрерывно регистрирующее скорость устройство. Оно фиксирует моменты движения и остановок, строит маршрут и отслеживает режим работы водителей: их отдых и работу.
Благодаря приборному контролю соблюдения режима, водители не отказываются от отдыха в сторону большего количества километров. Исключив водительские переработки, получилось исключить из движения утомленных водителей за рулем, которые не справляются с нагрузками.
Выглядит тахограф как коробочка, или блок компактных размеров. Это миниатюрное устройство запитано от гнезда спидометра либо магнитолы. Кроме само-собой разумеющегося дисплея, в тахограф встроен миниатюрный принтер, выводящий на термоленту необходимую информацию, и устройство, читающее тахографические, то есть, идентифицирующие водителя, карты. В нем присутствует Джи-пи-эс-модем, датчик, реагирующий на движение и приемник информации от ГЛОНАСС, встроенный в криптографический модуль.
Требования к установке тахографа
Тахограф устанавливают во всех автобусах либо микроавтобусах, осуществляющих перевозки граждан регулярно, в специальной технике, как то скорая помощь или пожарные машины, в троллейбусах и грузовиках, а также в автомобилях, предназначенных для обучения.
Существует постановление правительства за номером 382: перевозчикам, которые двигаются только по городским маршрутам, обязательную установку тахографов введут с июля 2020.
Модели тахографов должны иметь блок СКЗИ, причем блок должен соответствовать положениям ЕСТР, если перевозки международные. Моделей выпускается множество, но допустимые перечислены в реестре на сайте Росавтотранса, в списке указаны сами тахографы и блоки СКЗИ. Любые модели, которые не вошли в этот перечень, к использованию не допускаются.
Обязанности водителя
- до начала движения карта должна оказаться в тахографе;
- если регистрация не произошла автоматом, водитель обязан вбить необходимые данные вручную;
- завершив рабочий день, карту необходимо извлечь из прибора;
- контрольные органы вправе рассчитывать на предоставление доступа к измерительному прибору, карте и распечатанной с них информации;
- грязная карта или карта с признаками повреждений запрещена для использования;
- во время движения карта не извлекается;
- карту меняют раз в три года, истекший срок действия не даст ее использовать;
Водителю запрещено
- если тахограф не функционирует, подвергался изменениям в конструкции либо просто неисправен, начинать и продолжать движение запрещается. Единственное исключение — поломка на маршруте, который необходимо завершить;
- блок СКЗИ меняется раз в три года, езда с подлежащим замене блоком исключается;
- запрещены любые попытки коррекции для регистрируемой прибором учета информации. Нельзя ее блокировать, фальсифицировать;
- запрещается уничтожать любые данные, зашифрованные в водительской карте и в приборе;
Полностью все требования к водительскому составу перечислены в 3-м приложении к 36-му приказу Минтранспорта.
Что изменилось в ноябре 2019?
С 1-го ноября имеющиеся тахографы и попадание под все требования будут проверяться при техосмотрах. Требования следующие:
- Прибор должен быть опломбирован.
- Настройка проводилась в течение последних трех лет.
- Возможность вывести на печать регистрационные данные автомобиля, номер криптографического средства, а также дату и время на момент проверки.
- Результаты поверки должны быть доступны в информационном фонде.
Тахографы же отныне должны появиться во всех автобусах и грузовиках, если масса превышает 3, 5 тонны.
Если ранее требовались тахографы только от юрлиц либо ИП, отныне даже транспорт физических лиц должен быть оборудован прибором учета.
Исключение из требований есть: это машины-эвакуаторы, бетономешалки, инкассаторский транспорт, ритуальный, молоковозы и троллейбусы, автолавки и телевизионные студии.
Для того, чтобы закон мог действовать, в ПДД нужно вносить изменения. На данный момент нормативные акты о порядке оснащения приборами учета транспорта физлиц не приняты. Разработка уже практически завершена, нужные приказы регистрируются.
До 1-го марта оснащаются тахографами все грузовики до 12-и тонн. Легкие автобусы, которые используются семьями с большим количеством детей, также снабдят приборами учета до 2022 года.
Штрафы за отсутствие тахографа с ноября 2019 года
Требований на обязательную установку недостаточно, посчитали власти и ввели штрафы, если тахографы не установлены. Сумма колеблется от 3 до 5 тр.
Должностные лица, которые позволили выйти на линию ТС с неисправным прибором или отсутствующим, будут выплачивать значительно большую сумму. ИП грозит 15-20 тр, юрлицам до 50-и тысяч. Штрафовать будут и за превышенные нормы работы.
Единственный способ избежать санкций — поломка прибора в путешествии, когда проверка уже была проведена. Поломка должна случиться именно в поездке, так как выезд с заведомо неисправным прибором исключается.
В качестве доказательства не помешает делать распечатки перед самым выездом вместе с отметкой в путевом листе.
Штрафа наверняка удастся избежать, если водитель будет вручную отмечать график езды и остановок на обратной стороне чека.