
Подготовка к написанию итогового сочинения в самом разгаре, школьники тренируются изо всех сил. Писать его сядут уже 4-го декабря уходящего года, и главное для успеха — не забыть про план текста и его структуру. Правила написания не такие уж сложные, соблюдая их, получится набрать желаемое количество баллов за правильно написанный текст сочинения.
Структура с планом для итогового сочинения
В 2019-2020 к сочинению предъявляются четкие требования по каждой из его частей.
Вступление
Во вступлении должно набраться не менее 60-70 слов. Начало текста вводит читателя в основную мысль сочинения, раскрывает идею текста. В самом начале уместными считаются ключевые фразы, слова или цитаты из узнаваемых произведений литературы, затем следует краткий ответ на вопрос, поставленный в предложенной теме.
Начинать вступление с вопросов не рекомендуется, как и увеличивать объем введения. Самое главное, что от него требуется — формулировка ключевого тезиса.
Основная часть
Самая большая часть сочинения — середина. Не стоит перенасыщать ее тезисами с попыткой аргументировать кусками литературных произведений. Не нужно больше двух тезисов на сочинение.
Все предложения в тексте должны быть логично взаимосвязаны и следовать друг за другом, не выбиваясь из контекста.
Каждый из тезисов с подкреплением литературным аргументом должен выделяться в собственный отдельный абзац. Не должно быть так, что абзац начинается с одной мысли и завершается другой, особенно если они противоречат друг другу. К концу основной части должен быть заметен микровывод.
Аргументы состоят из трех важнейших элементов, которые нельзя пропускать:
- должны быть подписаны название произведения литературы и его автор;
- необходимо привести пример, выбранный в литературном произведении, верно указаны имена героев. Необходимо, чтобы присутствовал анализ их поступков и действий, но сам сюжет пересказывать не нужно, ведь экзаменаторы уже читали эту книгу и сами;
- микровывод;
Заключение
Микровыводы в заключительной части повторяться не должны. Кроме того, нужно избегать расхожих лозунгов вроде “спасайте Россию” и им подобных. Глаголы второго лица в сочинении в принципе неуместны. Все заключение должно быть плотно связанным с темой целого сочинения. Завершить текст красиво и логично можно несколькими способами:
- сделать итоговый вывод;
- завершить текст призывом, используя акценты вроде Важно или Необходимо;
- процитировать уместную фразу;
Алгоритм работы
Главное — удачный выбор темы, в которую можно подобрать литературный аргумент. Без него за сочинение не дадут ни одного балла. Порядок действий, который гарантированно приведет к созданию удачного текста:
- Выбор темы.
- Определение вопроса, которому будет посвящено сочинение.
- Формулирование тезисов.
- Выбор подходящих произведений из литературы, которые смогут раскрыть проблему полно.
- Написание плана сочинения, допускаются таблички и схемы.
- Написание текста в черновом варианте.
- Перечитывание, исправление ошибок.
- Еще одно перечитывание исправленного.
- Перенос в чистовик.
Главное — не писать сочинение сразу начисто. Этот вариант может потребовать исправлений, неаккуратная работа с ошибками может быть оценена ниже. У школьника будет 4 часа для того, чтобы написать сочинение, этого более, чем достаточно для работы с черновиками.
Чужие ошибки, на которых учатся умные
Популярные ошибки часто повторяются при сочинении у самых разных выпускников:
- искажаются факты биографий, исторических событий;
- используются лишние слова;
- появление повторов и тавтологий;
- неуместное или ошибочное употребление фразеологизмов;
- жаргон, арго;
Большинство ошибок появляются от снижения концентрации. Крайне важно правильно распределить время, сохраняя внимание, чтобы остались силы на вычитку текста, внесение правок и переписывание в чистовик без описок.